ГКОУ "Горловская СШИ №16"
г.Горловка, ДНР
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи.

    Для детей с нарушением речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). Особые трудности этих процессов на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. 

    Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.

    Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Им необходимо больше времени для понимания инструкции к заданию, для формирования представлений и понятий об окружающем. Требуется несколько повторений, разъяснения, наводящие вопросы.

    У большинства детей с заиканием нарушений связанных с интеллектуальным отставанием не наблюдается.

    Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Эти дети реагируют медленнее, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Они долго не включаются в выполнение задания. Эти дети испытывают трудности при обучении чтению, а так же при переработке, сохранении и использовании информации полученной при чтении. Некоторым сложно уловить рифму и у них возникают сложности с заучиванием стихов.

    Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, неадаптивность к фрустрации, снижение резистентности к стрессу и как следствие недостаточная социальная адаптация.

    Особые образовательные потребности.

    К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

    - выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

    - организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

    - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

    - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

    - создание условий, нормализующих (компенсирующих)  состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения;

    - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

    - возможность адаптации образовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

    - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

    - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и наращивания жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

    - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию  коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

    - возможность обучаться на дому при наличии медицинских показаний;

    - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;

    - обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

    - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

    Меры поддержки

    Сопровождение.
    Сопровождение обучающихся
    Соцподдержка
    Уважаемые родители! Одной из важнейших задач школы в условиях новых образовательных стандартов является помощь в социализации обучающихся. В ГКОУ "Горловская СШИ №16" осуществляются: - психолого-педагогическое сопровождение; - логопедическое сопровождение; - консультирование социального педагога
    Логопедическое сопровождение.
    Логопедическая коррекция
    Соцподдержка ОВЗ Школа
    Все обучающиеся школы-интерната получают квалифицированную логопедическую помощь.
    Дневной сон.
    Дневной сон
    Школа Дети
    В режиме дня обучающихся 1-2 классов есть режимное мероприятие - дневной сон. Обучающиеся поднимаются в спальни и отдыхают.
    Бесплатное питание.
    Бесплатное питание
    Соцподдержка
    В школе-интернате все обучающиеся получают 5-ти разовое бесплатное питание
    Пользование учебниками и библиотекой.
    Пользование учебниками и библиотекой
    Соцподдержка
    Обучающиеся школы-интерната имеют возможность бесплатно получить учебники, пользоваться библиотекой и имеют возможность успешно усвоить программный материал

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Весь учебно-воспитательный процесс в школе-интернате носит коррекционную направленность. Обучающиеся получают основное общее образование и систематическую  логопедическую помощь по устранению речевых нарушений:
    - общее недоразвитие речи II, III уровней;
    - заикание;
    - ринолалия;
    - дизартрия;
    - дислексия, дисграфия;
    - специфичное расстройство школьных навыков.

    Логопеды проводят коррекционные занятия: групповые, индивидуальные. 

    В школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушения речи:

    - соблюдается специальный режим дня (охранительный режим дня – дневной сон для 1-2 классов);

    - создаются специальные условия для коррекционной направленности обучения (проведение групповых и индивидуальных занятий по расписанию);

    - восстановления здоровья (проведение занятий лечебной физкультуры в специально оборудованном спортивном зале), осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с учётом характера нарушений развития.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В школе оборудовано 4 логопедических кабинета, в которых проводятся групповые  и индивидуальные логопедические занятия, с учётом состояния речевого, физического и умственного развития детей. Коррекционный курс «Логопедическая ритмика», основными задачами которого являются: развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики, развитие дыхания  и голоса, чувства темпа и ритма в движении, проводятся в кабинете логоритмики.

    На занятиях логопеды работают над коррекцией звукопроизношения, нарушений устной связной речи, развивают письменную речь, проводят тренировочные занятия по овладению собственным голосом, интонацией, расширением словарного запаса. 

    Дети-инвалиды, нуждающиеся в помощи и в создании специальных условий, согласно Уставу, в школу – интернат не зачисляются.

    Для оказания индивидуальной коррекционной помощи в школе-интернате действует школьная психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК), основной целью которой является проведение обследования обучающихся в целях выявления особенностей в усвоении программы и отклонений в поведении обучающихся, подготовка  по результатам обследования и уточнения данных ранее рекомендаций.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie