Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
8-800-2000-122 (круглосуточно)
Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!
В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:
Социальная помощь
Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.
Работа социального педагога в школе заключается в обеспечении тесной коммуникации и связи с нижеприведенными группами:
- дети из категории группы риска;
- родители;
- органы правопорядка;
- социально-незащищённые семьи обучающихся;
- коллектив педагогов и обучающихся.
К числу детей, нуждающихся в помощи социального педагога, относятся:
- дети - сироты, дети, лишенные родительского попечения (опеки);
- дети из неполной семьи;
- дети- инвалиды или имеющие серьезные нарушения здоровья;
- дети, родители которых ведут асоциальный образ жизни;
- обучающиеся, имеющие низкую школьную успеваемость.
Главные задачи социального педагога
1 - изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
2 - выявление причин возникновения у обучающихся проблем в обучении, проблем в поведении, правонарушений и принятия мер по их устранению;
3 - оказание помощи и поддержки обучающимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.
Направления работы
Что делает социальный педагог в школе?
- Наблюдает за поведением обучающихся с последующим анализом и интерпретацией результатов с целью прогнозирования и предотвращения возникновения конфликтных ситуаций.
- Работает над созданием специальных адаптационных программ для детей, применение которых поспособствует положительной психологической обстановке в организации.
- Организовывает мероприятия в школе с целью обучения ребёнка и развития его индивидуальных личностных качеств.
- Планирует и проводит мероприятия для детей и их родителей (законных представителей) для создания безопасных условий жизнедеятельности обучающихся.
- Оказывает помощи детям, родителям и педагогам по созданию благоприятных адаптационных условий в учреждении и при возникновении спорных ситуаций.
Исполняет роль посредника между ребёнком, семьёй и школой, оказывает поддержку.
Социальный педагог
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
В святи с социальной неадекватностью, повышенным уровнем тревожности, закомплексованностью, проблемами в самооценке обучающихся, в школе-интернате применяются различные программы психологической коррекции. На занятиях создаётся добродушное окружение, в котором дети могут проявить накопленные эмоции, быть услышанным, найти выход из сложившейся ситуации, расслабиться.
Основные направления работы
1 - Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся социального риска:
- профилактика девиантного поведения;
- профилактика делинквентного поведения;
- профилактика экстремизма и терроризма;
- профилактика самоповреждающего и суицидального поведения;
- профилактика аддиктивного поведения;
2 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Формирование Я – концепции.
4. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных ситуаций.
5. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.
6. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы.
7. Профилактика конфликтов. Профилактика насилия в семье.
Кому оказывается психологическая помощь?
1 - Проводятся коррекционные занятия с обучающимися, которые по результатам диагностики имеют высокий уровень нарушений в личностном развитии методами сказкотерапии, кататимно-имангинативной психотерапии, песочной терапии (при возможности очной работы).
2 - Постоянно проводится просветительская работа среди родителей, педагогов, обучающихся по развитию навыков эффективного общения, здорового способа жизни и решения конфликтных ситуаций в процессе индивидуального и группового консультирования (используя все возможные для родителей способы), выступлений на методических мероприятиях (для педагогов) и на страничках электронных ресурсов.
3 - Проводится работа по поддержанию психического здоровья всех участников коррекционно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется лицам, пережившим травматические события и находящимся в кризисных ситуациях.
Дважды в год (декабрь, апрель) психологом проводится диагностика по определённым методикам. После анализа результатов диагностики, определяются основные проблемы и потенциальные возможности развития личности обучающегося по четырём сферам личностного развития: физическим, психическим, социальным, духовным. На основе этого анализа определяются основные проблемы и потенциальные возможности, как конкретного обучающегося, так и отдельных групп, классных коллективов и всего образовательного учреждения.
Уделяется особое внимание развитию детей, поступивших в первый класс, родившихся в год интенсивных обстрелов нашего города и младенчество которых пришлось на пик военных действий. Рассматриваются возможности коррекции психики ребенка, а также консультационной помощи педагогам и родителям.
Методическая помощь молодым педагогам
Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Это связано с тем, что начинающие педагоги являются специалистами в какой-либо области знаний, но не имеют практического опыта. Именно поэтому начинающему педагогу необходимо оказывать особую систематическую и разностороннюю помощь и именно поэтому в ГКОУ «Горловская СШИ №16» функционирует «Школа молодого педагога». На занятиях «Школы» более опытные специалисты, знакомят молодых педагогов со спецификой работы с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи, вовлекают их в творческий процесс, вводят в профессию, стимулируют к самообразованию.
Адаптация молодых специалистов в коллективе имеет большое значение для всех участников учебно-воспитательного процесса.
Педагог-психолог
Служба школьной медиации
Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.
Служба школьной медиации - эта структура, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении возникающих конфликтных ситуаций.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом (через проведение восстановительных программ);
- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе;
- способствовать уровню коммуникативных навыков подростков.
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.)
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтности в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
В процессе медиации каждый участник, как ребёнок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта.
Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создаёт необходимое чувство безопасности, где можно разрешить спор, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будет реализовано.
Работа службы примирения направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.
Это альтернативный путь разрешения конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть, главными участниками встречи будете вы сами.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
1. Стороны признают своё участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся её разрешить.
2. Есть согласие родителей (законных представителей) на проведение встречи.
3. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).
4. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, Совет профилактики и т.п.).
Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путём решения следующих основных задач:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
- создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;
- внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребёнка;
- повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
- обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
- развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.
Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путём содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к социальному педагогу или педагогу-психологу школы.
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
- каковы последствия ситуации для обеих сторон;
- каким образом разрешить ситуацию;
- как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила
Поскольку каждый человек имеет право высказать своё мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
1. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
2. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
3. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.